Артур Кларк
Человечество издавна тянет к звёздам. Сегодня, когда мы уже понимаем, что мир не вертится вокруг нашей планеты, а напротив — не более, чем песчинка в безбрежном океане Космоса... становится немного грустно. Но Космос не может что-то чувствовать, галактики не умеют страдать, а планеты — мечтать. Человек же — может, и хочет приблизиться к разгадке сущности этого мира очень, очень давно.
![Kerbal Space Program - «Корабли, сделанные на коленке». Обзор по бета-версии игры Kerbal Space Program - «Корабли, сделанные на коленке». Обзор по бета-версии игры](/system/attached_images/images/000/627/216/normal/220200_screenshots_2013-05-15_00002.jpg)
Сложно сказать, одиноки ли мы во Вселенной, но если нет, то я бы не удивился, если другие разумные существа тоже страдают от этой «болезни». В Kerbal Spase Program, как несложно догадаться из названия, кербалы (это раса такая) решили подойти к делу с умом и не стесняя себя в средствах. Они просто захотели стать ближе к небу, можем ли мы их винить за, похоже, умопомрачительные траты бюджета на пути к этой мечте?
Экскурс в дискурс
Kerbal Spase Program — симулятор инженера-конструктора и, в дальнейшем, симулятор всего того безобразия, что вы умудритесь заставить существовать в ангаре. KSP выбрала тот во многом странный и, честно говоря, крайней мною нелюбимый метод разработки, когда игра начинает продаваться с самой ранней бета- (настолько бета-, что даже альфа-) версии.
![Kerbal Space Program - «Корабли, сделанные на коленке». Обзор по бета-версии игры Kerbal Space Program - «Корабли, сделанные на коленке». Обзор по бета-версии игры](/system/attached_images/images/000/627/219/normal/220200_screenshots_2013-07-10_00010.jpg)
Впрочем, что имеем, то уж имеем. Со временем из состояния «ничего нет» KSP передвинулась в «уже есть, чем впечатлить», а затем, как очень часто сегодня случается с подобными играми, приобрела популярность благодаря прохождениям на YouTube.
Как симулятор игра имеет ряд условностей самого разного масштаба. Например, гравитация учитывается только от одного объекта, а эти самые объекты, судя по своим весьма скромным размерам, обладают сногсшибательной плотностью, учитывая их притяжение.
Конечно же, глупо ожидать полной серьёзности и реалистичности от игры, сделанной инди-студией на движке Unity. Главное же игровой процесс всё-таки, а не абсолютная точность (к тому же, подобные условности позволяют KSP запуститься даже на сравнительно слабых системах). Что же она может предложить игроку на данный момент?
Пробивая небесный свод
![Kerbal Space Program - «Корабли, сделанные на коленке». Обзор по бета-версии игры Kerbal Space Program - «Корабли, сделанные на коленке». Обзор по бета-версии игры](/system/attached_images/images/000/627/217/normal/220200_screenshots_2013-06-24_00001.jpg)
В игре два ангара: один для собственно космических кораблей, модулей и вообще всего, что в итоге должно лететь строго вверх, а второй — для самолётов различных конструкций. В принципе, с модификациями можно строить и наземный транспорт, но особого смысла в этом нет.
На первую и, пожалуй, главную проблему игры вы наткнётесь сразу же как только зайдёте в ангар. Управление. И особенно управление во время строительства. Этот мрак методично исправляли на протяжении многих и многих версий игры, но пока даже и наполовину не справились с задачей.
После довольно скромного обучения нас отпускают в «свободное плавание» — сюжетной кампании в игре ещё нет, а четыре «сценария» в меню вызывают лишь улыбку и скорее просто демонстрируют саму возможность.
![Kerbal Space Program - «Корабли, сделанные на коленке». Обзор по бета-версии игры Kerbal Space Program - «Корабли, сделанные на коленке». Обзор по бета-версии игры](/system/attached_images/images/000/627/218/normal/220200_screenshots_2013-07-10_00005.jpg)
Можно, впрочем, зарыться в пользовательские модификации, значительно упрощающие создания собственного инженерного чуда, поиграться с пользовательскими же сценариями или популять в космос (или в землю, тут уж от аппарата и пилота зависит) созданные другими игроками конструкции.
В любом случае, по какому бы пути вы не пошли, разобраться во всём этом сразу не представляется ни малейшей возможности. Куча деталек, связки, группы, ступени, симметрия, перегревы, топливо, взрывы и падения не пойми от чего (в начале, скорее всего, даже на старте)... в общем, кербалов помрёт немало, пока вы в этом всём начнёте разбираться.
«Крен, крен, КРЕН!.. А, всё, уже не надо...»
![Kerbal Space Program - «Корабли, сделанные на коленке». Обзор по бета-версии игры Kerbal Space Program - «Корабли, сделанные на коленке». Обзор по бета-версии игры](/system/attached_images/images/000/627/221/normal/220200_screenshots_2013-03-24_00001.jpg)
Когда вам всё же удалось вывести свою адскую машину на чёртову орбиту, то тут же подкрадывается следующая проблема, столь характерная для всех игр-«песочниц» и почему-то космических симуляторов в особенности: мотивация. Дальше всё зависит только от того, готовы ли вы сами ставить себе цели, чтобы затем тут же их покорять.
В принципе, сегодня удовольствие от KSP в высшей степени зависит от способности игрока к самомотивации. Если вы не успокоитесь, пока не покорите каждое небесное тело, до какого только сможете дотянуться, не построите точную копию МКС (причём не абы где, а на орбите местного аналога, скажем, Юпитера) и не придумаете самый энергоэффективный корабль в истории игрового ракето- или самолётостроения... что ж, тогда KSP уже сейчас готов занять вас на долгие, долгие часы.
![Kerbal Space Program - «Корабли, сделанные на коленке». Обзор по бета-версии игры Kerbal Space Program - «Корабли, сделанные на коленке». Обзор по бета-версии игры](/system/attached_images/images/000/627/223/normal/220200_screenshots_2013-07-12_00001.jpg)
В противном же случае есть смысл дождаться официальной кампании... или, опять же, обратиться к модам и, разумеется, пользовательским сценариям.
О технической стороне
На момент написания практически всё, что не относится к собственно полётам, либо не сделано вовсе, либо только начато, либо технически невозможно. Музыки, не считая главной темы в главном же меню, нет, графика довольно печальна (учитывая мою крайнюю неприхотливость в этом вопросе, я даже затрудняюсь ответить, что конкретно в ней плохо; думаю, она просто невыгодно смотрится на фоне проработанности физики).
![Kerbal Space Program - «Корабли, сделанные на коленке». Обзор по бета-версии игры Kerbal Space Program - «Корабли, сделанные на коленке». Обзор по бета-версии игры](/system/attached_images/images/000/627/224/normal/220200_screenshots_2013-07-15_00014.jpg)
Так что здесь тоже: модификации, модификации и ещё раз модификации.
***
Kerbal Space Program вызывает двойственные чувства. С одной стороны, редко где ещё действительно проработано столько элементов постройки и пилотирования летательных аппаратов в более-менее доступной для обывателя форме. С другой же, ключевое слово — «более-менее». Управление запутанное, тонкостей много, а почти всё, что разработчики посчитали «второстепенным» пока что отсутствует вовсе.
Прямо сейчас игру можно смело рекомендовать лишь тем, кто действительно «болеет» этой темой и не может ждать. Многое найдут здесь для себя и те, кто готов немного покопаться с поиском и настройкой модификаций. Остальным же, пожалуй, сто́ит подождать релиза.